ГРАФЫ И БАРОНЫ
или
Пара слов о феодальной иерархии
#Лужецкий
Когда я был маленький, я очень любил исторические книжки, особенно мне были по нраву приключения в духе сэра Вальтера Скотта и Мориса Дрюона. Но эти книги приносили не только радость и влюбленность в историю, но и вопросы, на которые я себе тогда не мог дать ответа. Самым главным из них был вопрос о том, кто все эти графы, герцоги, маркизы, бароны и виконты? Кто из них главнее, почему их так много? Почему, в конце концов, король Франции не может приказать герцогу Бургундскому, если герцог по статусу ниже короля?
Потом был истфак. И я думал, что там-то мне все по полочкам разложат. Но сразу по полочкам не вышло. Система феодальной титулатуры оказалось настолько запутанной и так сильно отличалась от страны к стране и от эпохи к эпохе, что трудно сказать о наличии какой-то единой системы. Точнее, она, конечно была, но в максимально общих чертах.
Кроме того, дело осложняется тем, что на протяжении всех Средних веков и всего Нового времени для обозначения тех или иных титулов использовались одни и те же слова. Одни и те же. Но, при этом, значить они могли настолько разные вещи, что просто диву даешься.
К примеру, в Священной римской империи высокого средневековья титул барона имел феодал, державший свой лен непосредственно от императора. Иначе говоря, тот – кто сидел на коронной земле. А во Франции того же самого периода бароном являлся любой крупный землевладелец, имеющий своих вассалов. То есть всякий французский граф – барон, но далеко не всякий барон – граф. Барон – это такой феодал, у которого есть достаточно земли, но он не герцог и не граф. В Англии же никакого самостоятельного баронского титула нет, но баронами считаются все дворяне, старше виконта. А в Российскую империю баронов завезли только в восемнадцатом веке, правда, к типу феодального держания этот титул уже не имел никакого отношения. И, как вы понимаете, все эти четыре барона – это три очень разных статуса. А вот слово одно.
И, чтобы нам не запутаться и не впасть в погибельное уныние, разберем ситуацию в стране классического феодализма из палаты мер и весов, то есть, во Франции. И разберем мы ее хронологически: что возникало, как развивалось и что получилось в итоге.
Итак, сначала были герцоги. Герцог – (duc фр., duce ит.) это, дословно, вождь, ибо сам глагол ducere означает вести. Самый первый возникший титул. Пережиток великого переселения народов и разложения родоплеменного строя. Герцог раннего периода (то есть периода ранних Каролингов и Верденского договора) необычайно похож на русского князя, скандинавского ярла и шотландского тана одновременно.
Изначально герцогов было всего четверо: Нормандский, Бургундский, Аквитанский и Бретонский. Король той эпохи, по сути, был пятым герцогом, имеющим среди них лишь первенство чести. Классическая максима, гласящая о том, что король есть первый среди равных, возникает именно тогда. Король того периода, по типу своего отношения с герцогами до одури напоминает русского великого князя. Кстати, само слово король восходит к имени Карла Великого, как и римский титул цезаря восходит к одному очень конкретному человеку.
Но, если бы на земле были только герцоги, все бы было слишком просто. Карл Великий, которому не сказали, что Римская империя распалась окончательно, всерьез считал себя римским императором и крепил вертикаль как мог и умел. И его двор обрастает огромным количеством чиновников, имеющих патент, бумагу, в которой написано то, какие они молодцы и как они Карлу Великому служат. Эти чиновники были самого разного уровня: от сборщиков налогов, до управителей крупными территориями. И все они имели бумагу. От этой-то бумаги, точнее от процесса письма они и получили свой титул: графы, от grapho.
Правда, во Франции этот титул получил свое название не от их патента, а от их деятельности – сопровождать Карла Великого в его государственных делах. И так от commes появился – comte.
Эти графы управляли королевскими (не герцогскими) землями и изначально представляли собою параллельную герцогам вертикаль власти. Но откуда земли, если вся Франция поделена между королем и четырьмя герцогами? Все просто. Во-первых, шел процесс внутренней колонизации земли, то есть распахивались новые земли, вырубались леса, осушались болота, которые раньше были ничьми. Во-вторых, границы в ранее средневековье – вещь достаточно условная, это потом, к тринадцатому уже веку, упавшее яблоко падоло на чью-то землю, а тогда все было несколько проще.
К примеру, я знаю, что мои земли заканчиваются у речки А, а земли моего соседа начинаются у речки D. Что между ними (на реках В и С) – терра инкогнитая, напрочь. Не, может я и знаю, что там, но сил и ресурсов освоить эту землю я не имею. А главное, не имею такой необходимости. Вот и место для инициатив королевских чиновников, то есть, графов. Которые очень, очень быстро попытались (и успешно) превратить свои изначально чиновничьи должности в наследственные владения.
Да, еще один подвид графа – маркграф (в Германии) и маркиз (во Франции). Маркой Карл Великий назвал пограничные земли, соответственно, маркиз – граф пограничья. От других графов он отличался тем, что не платил никаких денег королю, крепя оборону страны и вкачивая ресурсы в юнитов, замки и оружие (ну и себе немного оставлял, как без этого). А еще он имел всю полноту судебной власти на вверенной ему территории. Такой граф без тормозов.
По феодальной иерархии маркиз стоял несколько выше обычного графа, но ниже герцога, ибо он потомок чиновников, а герцоги этих королей видели, когда те под стол пешком ходили. И вообще, когда Капетинги в десятом веке сели на французский трон, то герцогом Аквитанским (по-моему), оставался вполне себе Каролинг, то есть человек более знатный, чем сам король. Отсюда выходят несколько интересных моментов.
Первый. Герцогство, оно хотя и часть королевства, но как бы почти на конфедеративных правах. Такая автономная республика в составе государства. А вот графство – в массе случаев – часть неотъемлемая. Кроме того, герцогство могло существовать и само по себе, просто как отдельное государство, а вот графство такого позволить себе не могло. Также стоит учитывать тот факт, что граф, он хоть и молодец, хоть и наследственно владеет своей землей, но изначально это королевская земля. И чисто теоретически (а зачастую и не только теоретически) графство могли вернуть в королевский домен, то есть, упразднить территориальную единицу, подчинив земли напрямую королю.
А вот герцог был сеньором в своем собственном праве. Никому не должным служить за свои земли.
Вторая интересность называется кутюмы, обычаи. Дело в том, что у каждого графства, хоть они и подчиняются королю и должны ему, свои условия и договоры с короной. Графства отличаются друг от друга землями, соседями и еще кучей вещей. И нет никакого общего законодательства, которое бы регулировало отношения всех графств (и, тем более, герцогств). По сути, на каждое графство и герцогство у короля должен был быть свой сундучок с ордонансами, прецедентами, дарственными и прочими бумагами.
Так вот, все эти герцоги, маркизы и графы формировали высшую аристократию Франции. Если вы смотрели Игру Престолов, то можете сравнить их с великими домами Вестероса (хотя сравнение и будет прихрамывать) . Давайте закрепим парой примеров.
Итак, Старки. Старки – маркизы, они держат пограничье. Кроме того, в фильме прекрасно показано, как именно старки пользуются правом суда лорда, снимая головы направо и налево. Точнее так: Нэд Старк ведет себя как слуга короля и маркиз из палаты мер и весов. Уже его сын, начиная со второго сезона, ведет себя как первосортный герцог, увлеченно играя в сепаратизм.
Кстати, как стопроцентный герцог ведет себя Эурон Грейджой. Которому особо нет дела до Вестероса. Он, то согласен впрягаться за дело Серсеи, то может уплыть на все четыре стороны и она ему вообще не указ.
Дорн тоже скорее герцогство, оно отдаленно, культурно отличается от всего Вестероса и особо в его судьбе не заинтересовано. Да, они подчиняются тому, кто сидит на железном троне, но все-таки, у них свое кино.
А вот Простор, со столицей в Хайгардене, Аррен, Штормовые, Речные и Западные земли – типичные графства.
Но, не одними великими домами жив Вестерос. Есть же еще дома Тарли, Тарт, Мормонт, Гловер, Фрей, Болтон. Они кто? Вот они, если мы снова перенесемся в европейское средневековье, - бароны.
Слово барон происходит от старо-французского baro – человек, мужчина. Типа так: Мормонт – человек Старков. Барон – крупный землевладелец, которому граф, герцог или даже король пожаловали в лен часть своих земель. За налоги и службу. У барона есть свой замок, есть толпа хмурых парней с заточками. Но его отличие от высшей аристократии состоит в том, что он лицо изначально подчиненное, он не ровня графу и герцогу, он имеет свою землю лишь их милостью.
Вот, полагаю, что для предельно общего представления о феодальной иерархии периода расцвета средневековья этого достаточно. Спасибо за ваше время.
Подробнее и глубже будет на вот этом курсе:
https://vk.com/igor.luzhetskiy?w=wall-72484070_10163
Буду вас ждать)